Химики СПбГУ стали лауреатами премий правительства Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе объявил имена победителей конкурса 2023 года на соискание премий правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности. Наградой отмечены шесть учебно-методические изданий, подготовленных преподавателями СПбГУ.
В четвёртый раз данной премией поощрена учебно-методическая работа доцента СПбГУ, руководителя научной группы оптических сенсоров Марии Пешковой (кафедра физической химии), активной участницы проектных образовательных смен для школьников по химии в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) и обладателя престижных научных грантов. В этом году отмечен разработанный ею конспект лекций и практических занятий «Функциональные сенсорные материалы». Представленный курс рассчитан на обучающихся сразу по двум образовательным направлениям — химия и материаловедение — и предполагает знакомство студентов начальных курсов с принципами действия, методами получения и областями применения сенсорных материалов и устройств на их основе. Собственный научно-исследовательский опыт Марии Анатольевны послужил тому, что учебная программа содержит объёмный теоретический материал, включающий описание последних достижений в области сенсорных материалов, подкреплённый примерами реальных практических задач, с которыми сталкивается учёный при разработке и применении химических сенсоров. Преподаватель уверена, что решение таких задач в (интер)активном режиме, в том числе, в онлайн-формате, а также существенный объём лабораторных занятий, формируют у студентов комплексное представление о данной области науки.
Среди лидеров оказался курс лекций «Строение и физико-химические свойства поликристаллических твёрдых тел», разработанный доцентом Ольгой Кураповой (кафедра физической химии), руководителем научной группы нанокерамики и высокотемпературных сенсоров. Курс лекций успешно проводился в течение трёх лет в 4 семестре для бакалавров второго года обучения и нацелен на глубокое знакомство с фундаментальными и прикладными основами физической химии поликристаллических твёрдых тел, умение самостоятельно выбирать физико-химические методы и подходы для решения широкого круга актуальных прикладных задач в таких областях, как конструкционные и ион-проводящие керамики, металлы и композиты на их основе. Напомним, что Ольга Юрьевна также на протяжении пяти лет активно участвует в организации и проведении проектных образовательных смен для школьников по химии в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи), подготовке школьников-лауреатов детского научного конкурса (ДНК) фонда им. Андрея Мельниченко.
Премиями правительства Санкт-Петербурга были отмечены представители коллектива кафедры аналитической химии. Профессор СПбГУ и Российской академии наук Андрей Булатов награждён за подготовку конспекта лекций по дисциплине «Аналитическая химия I. Химические методы анализа». Андрей Васильевич представил на конкурс конспект лекций в виде презентации, обеспечившей наглядное представление материала. Программа базового курса предполагает изложение сведений о теоретических основах методов анализа и областях их применения, представляет фундаментальные знания от истории становления аналитической химии как науки, обзора основных тенденций её развития до классификации методов химического анализа и подробнейшего описания основ и особенностей каждого метода химического анализа. Курс лекций предназначен для студентов бакалавриата по основной образовательной программе «Химия» и успешно апробирован с 2020 по 2023 учебный год на базе Санкт-Петербургского государственного университета.
Современный физико-химический анализ в большинстве случаев включает процедуры разделения и концентрирования, позволяющие устранить мешающее влияние сложных матриц проб и повысить чувствительность для достижения требуемых пределов обнаружения. В учебном пособии профессора СПбГУ, лауреата премии президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных за 2022 год Андрея Шишова, заслужившем высокие оценки экспертов, изложена базовая информация о методах разделения и концентрирования, основанных на различиях в распределении веществ между фазами, обсуждаются их возможности и ограничения, представлены основные термины и понятия, а также классификация основных современных методов разделения и концентрирования. Для лучшего усвоения практического материала преподаватель поместил в пособие четыре лабораторные работы, отражающие основные направления развития методов разделения и концентрирования, сопроводив их подробным описанием практической части и теоретической информацией. В пособии приводится пример оформления отчёта для унификации учебного процесса.
Гранты за создание учебно-методических пособий также присуждены ассистенту Алексею Почивалову — автору учебного пособия «Основы гибридных методов анализа», посвящённого таким комбинированным методам как хроматография, хромато-масс-спектрометрия и капиллярный электрофорез, и их применению в количественном химическом анализе проб сложного состава и при идентификации веществ, и старшему преподавателю Сергею Савинову за разработку учебно-методического пособия «Атомный спектральный анализ». Авторские разработки руководителя образовательной программы бакалавриата по направлению «Химия» Сергея Савинова неоднократно отмечены премиями Правительства Санкт-Петербурга в 2014–2021 гг., в 2020 году он стал победителем конкурса «Золотые имена Высшей школы» в номинации «Молодые научные и педагогические таланты». В этот раз Сергей Сергеевич представил на конкурс актуализированную версию учебно-методического пособия «Атомный спектральный анализ», в котором в сжатой и доступной форме изложены теоретические основы атомно-эмиссионного и атомно-абсорбционного спектрального анализа, рассмотрены широко используемые атомизаторы и источники возбуждения спектра, описаны спектральные установки, пояснены особенности регистрации аналитического сигнала с помощью фотоэлектронных умножителей и фотодиодных детекторов.
Мое пособие «Атомный спектральный анализ» — результат многолетнего труда. Оно постепенно формировалось и оформлялось в процессе преподавания ряда дисциплин по атомной спектрометрии. Появлялись и отрабатывались новые лабораторные работы. Благодаря «обратной связи» от студентов в первые варианты пособия вносились корректировки. В результате получилось то пособие, которое было подано на конкурс
, — рассказал Сергей Сергеевич. Уникальность пособия состоит ещё и в том, что оно может использоваться учащимися разных программ, направлений, дисциплин и уровней обучения. Например, его изучают студенты старших курсов основных образовательных программ бакалавриата «Химия», «Химическое материаловедение», «Почвоведение», магистратуры «Химия» и смежных направлений, слушатели курсов повышения квалификации по методам атомной спектрометрии.