Олимпиада школьников СПбГУ
Олимпиада школьников СПбГУ по химии была основана и регулярно проводится с 1996 года. Организаторами Олимпиады являются Корольков Дмитрий Васильевич, д.х.н., профессор, заслуженный деятель высшей школы, Суходолов Николай Геннадьевич, к.х.н., доцент кафедры коллоидной химии и Козин Андрей Олегович, к.х.н., доцент кафедры общей и неорганической химии Химического факультета СПбГУ.
В состав жюри и методической комиссии входят видные деятели просвещения в области химических наук Скрипкин Михаил Юрьевич, к.х.н., доцент кафедры общей и неорганической химии и Карцова Людмила (Анна) Алексеевна, д.х.н., профессор кафедры органической химии Химического факультета.
Регулярно в организации Олимпиады принимают участие не только сотрудники химического факультета СПбГУ, но и сотрудники ведущих научных институтов – Ершов Андрей Юрьевич, д.х.н, заведующий лабораторией института высокомолекулярных соединений РАН, Меньшикова Анастасия Юрьевна, д.х.н., заведующая кафедрой химии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургский институт машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ).
Для продвижения Олимпиады проводится ряд профориентационных мероприятий. Профориентационная деятельность проводится по следующим направлениям:
- проведение выступлений перед учениками старших классов, с целью их дальнейшей профориентации, а также создание групп общения (в рамках инновационных развивающих программ для старшеклассников и абитуриентов);
- проведение совместных мероприятий по профессиональной ориентации с Управлением довузовского образования, а также с другими подразделениями университета;
- участие школьников и абитуриентов в традиционных профориентационных мероприятиях (Дни открытых дверей, выставка «Образование и карьера» и др.);
- разработка рекламных проспектов, использование средств массовой информации и Интернет-ресурсов для распространения информации об условиях поступления, формах обучения и т.п.;
- проведение выездных лекций и семинаров на базе школ-партнеров СПбГУ, а также проведение лабораторных и исследовательских работ для школьников на базе Химического факультета;
- проведение научно-практических конференций и конкурсов для школьников.
Для большей доступности Олимпиады для участников наряду с увеличением числа регионов и городов России, в которых проводится выездные очные (отборочные и заключительные) туры, в 2010 году был введен дистанционный отборочный тур Олимпиады.
Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета
Предмет: химия
2011/2012 учебный год
Отборочный этап
Варианты заданий
Можно ли приготовить 40% (по объему) раствор смешением равных объемов 30% и 10% (по объему) растворов?
Какая масса нитрида лития образуется при взаимодействии 7 грамм лития и 7 грамм азота?
Основным изолятором в элементах электрических ячеек является электротехнический газ (Элегаз). Предложите химическую формулу элегаза, зная, что он в пять раз тяжелее воздуха и содержит в своем составе только серу и фтор.
Сколько атомов кислорода содержится в 22 граммах углекислого газа?
Определите количество катионов калия в трёх миллилитрах однопроцентного (по массе) раствора сульфата калия.
Сумма всех стехиометрических коэффициентов в уравнении реакции сульфида натрия с концентрированной азотной кислотой равна:
Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета
Предмет: химия
2011/2012 учебный год
Заключительный этап
Варианты заданий
В химической грелке другого вида используют взаимодействие металлов (в виде стружки) и некоторых солей. Совершенно сухую смесь можно хранить довольно долго, а при добавлении воды температура сразу же повышается почти до 100 С за счет реакции. Предложите свой вариант такой смеси и объясните процесс, происходящий в грелке. К какому типу относится реакция, проходящая в грелке? Какую роль играет вода?
Однажды осенью 1820 года совсем еще молодой студент-медик Гейдельбергского университета Фридрих Вёлер, смешивая водные растворы двух веществ, обнаружил, что из раствора выпадает белый осадок. Вёлер отфильтровал и высушил осадок полученного вещества, а потом ради любопытства поджег его. Осадок загорелся, и произошло чудо: из невзрачного белого комочка, извиваясь, выползала и росла длинная черно-желтая "змея". Полученное вещества, как потом было выяснено, после поджигания быстро разлагается с образованием некоторого бинарного соединения черного цвета, желтого объемистого нитрида углерода состава C3N4, углекислого газа и сернистого газа. Бурно выделяющиеся газы заставляют "ползти" змею, состоящую из твердых продуктов реакции.
Напишите уравнения реакции синтеза и горения осадка.
Древние индейцы Южной Америки использовали для извлечения золота из золотоносных горных пород их нагревание с влажной смесью чилийской селитры, поваренной соли и алюмокалиевых квасцов. Объясните с помощью сокращенных ионных уравнений процессы, протекающие при растворении золота по рецепту индейцев.
При растворении некоторой соли образуются два иона X1 и X2, имеющие одинаковую электронную конфигурацию. Предложите свой вариант такой соли, напишите уравнение реакции, проходящее при растворении, и приведите электронные конфигурации образовавшихся ионов.
Однажды лекции по органической химии начал читать молодой неопытный преподаватель. Студенты это заметили и передали ему записку с вопросом: «Как было доказано, что молекула циклопропана плоская?»
Лектор с увлечением, на протяжении пятнадцати минут, объяснял, что это следует из совокупности результатов исследований с помощью инфракрасной спектроскопии, ядерного магнитного резонанса и других методов.
Как бы Вы доказали плоское строение молекулы циклопропана.
Вот уже сто лет тому назад Марии Склодовской Кюри была присуждена Нобелевская премия в области химии «За выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента». Сейчас элемент полоний, открытый Марией Кюри и названный в честь своей родины Польши, находит разнообразное применение. Например, один из изотопов полоний-210 в сплавах с бериллием применяется для изготовления компактных и очень мощных нейтронных источников, практически не создающих γ-излучения - альфа-частицы полония-210 рождают нейтроны на ядрах бериллия. Это герметичные металлические ампулы, в которые заключена покрытая полонием-210 керамическая таблетка из карбида бериллия. Такие нейтронные источники легки и портативны, совершенно безопасны в работе и очень надёжны. Например, латунная ампула диаметром два и высотой четыре сантиметра ежесекундно дает до 90 миллионов нейтронов.
Напишите реакции сопровождающие распад полония и рождения нейтронов.
Что останется в ампуле после полного распада полония?