Отчет о заседании Ученого Совета 14.05.2013 г
Отчет о заседании Ученого Совета 14.05.2013 г.
Заседание Ученого Совета традиционно началось с поздравлений. Декан Химического факультета огласила приказ об объявлении благодарности ректора СПбГУ профессору кафедры физической химии Михельсону Константину Николаевичу за многолетнюю безупречную работу в СПбГУ в связи с юбилейной датой. Она также поздравила Михельсона К.Н. с выходом его монографии в известном издательстве Шпрингер.
Далее И.А. Балова объявила, что с 15 мая объявлен конкурс на ставки постдокторантов с размером заработной платы 60 тыс. рублей в месяц. Ирина Анатольевна напомнила, что конкурс будет осуществляться среди ведущих ученых университета, победителям которого будет предоставлена возможность пригласить одного или нескольких постдоков в свою научную группу для выполнения необходимых исследований. Кандидатуры сотрудников, выбранные научным руководителем, будут дополнительно оцениваться и при успешном завершении конкурсной процедуры с сотрудниками будет заключен договор сроком на два года с возможностью продления на год. Декан также отметила, что эти сотрудники не относятся к категории ППС, работа постдоков будет заключаться в реализации научных проектов по тематике, предложенной научным руководителем. Ирина Анатольевна добавила, что к концу мая будет составлен рейтинг претендентов для участия в конкурсе на ставки ассистентов ППТМ.
1.Отчет о работе учебно-методической комиссии Химического факультета.
С докладом о работе учебно-методической комиссии (УМК) Химического факультета в 2012/13 учебном году выступил председатель учебно-методической комиссии Игорь Владимирович Приходько (с текстом презентации можно ознакомиться здесь). Он рассказал о структуре портфеля основных образовательных программ, реализуемых на факультете. В сообщении были рассмотрены основные вопросы, обсуждаемые на заседаниях УМК, в числе которых концепция введения образовательных траекторий в учебном плане бакалавров-химиков 2013 года приёма; разработка критериев распределения дополнительных бюджетных средств на оплату труда ППС и проекта Положения о ежемесячных стимулирующих доплатах (совместно с Научной комиссией); предложения по созданию и введению спецкурсов на английском языке в учебный план магистратуры по направлению Химия. Игорь Владимирович отметил, что работа УМК подразумевает сотрудничество с разными подразделениями СПбГУ. Так ряд вопросов, связанных с учебной деятельностью, обсуждался совместно с начальником учебного отдела по направлению химия В.Н.Сорокоумовым, в частности, возможность индивидуального порядка обучения студентов, обучающихся на договорной (платной) основе; о нормативах численности студентов, которые могут быть распределены на каждую кафедру для написания ВКР; порядок проведения аттестации претендентов на восстановление и перевод из других вузов в число студентов СПбГУ на программы, реализуемые на химическом факультете; порядок составления рейтинга для претендующих на вакантные места; разработка критериев для оценивания ВКР, подготовка проекта приказа об условиях выполнения и требований к структуре, содержанию и оформлению ВКР. В своем докладе И.В. Приходько продемонстрировал результаты опроса обучающихся по поводу введения в учебный план траекторий обучения. Он отметил, что идея введения траекторий в бакалавриате по направлению подготовки «Химия» нашла широкую поддержку среди студентов, принявших участие в анкетировании. Игорь Владимирович продемонстрировал перечень учебных и учебно-методических пособий, рекомендованных УМК для утверждения Учёным советом в 2012-2013 учебном году. Он отметил, что число пособий по сравнению с предыдущим годом значительно возросло. Председатель УМК упомянул также о большой активности членов УМК в проведении различных мероприятий на факультете (работа в жюри, участие в экспертных и конкурсных комиссиях). Среди этих мероприятий - VII Всероссийская конференция молодых учёных, аспирантов и студентов с международным участием по химии и наноматериалам «МЕНДЕЛЕЕВ-2013», III Международный турнир естественных наук, IX Всероссийский химический турнир школьников, Конкурс на получение стипендии «Аналит-Шимадзу» среди аспирантов и студентов.
2.О ресурсном образовательном центре.
Обсуждение этого вопроса началось с сообщения И.А. Баловой, в котором она рассказала присутствующим о том, что идея создания ресурсных образовательных центров (РОЦ) была сформулирована проректором С.П. Туником, и работа над созданием РОЦ Химия началась в мае 2011 года. Целью создания РОЦ являлось не просто обновление приборной базы учебных практикумов, но и модернизация учебного процесса, в части дисциплинами, обучающих навыкам экспериментальной работы. Приобретение современного оборудования, обеспечение свободного доступа студентов к этим приборам было ориентировано на расширение компетенций выпускников Химического факультета. Работа по модернизации приборной базы факультета началась с того, что всем кафедрам было предложено представить списки оборудования и списки новых лабораторных работ практикумов с использованием современного оборудования. Для более продуктивной работы еженедельно проводились заседания представителей различных кафедр с участием декана Химического факультета, председателей учебно-методической и научной комиссий, а также будущего директора РОЦ Е.Б. Серебрякова. Проводился анализ существующего перечня работ в различных потоковых практикумах, списки оборудования, представленные кафедрами для подготовки заявки, формировался перечень помещений для РОЦ, согласовывались вопросы о перемещении сотрудников. Одним из условий организации РОЦ являлось компактное расположение помещений, поэтому в состав ресурсного центра вошли помещения практикумов и лабораторий, расположенные в блоке Д. На закупку оборудования для ресурсного образовательного центра в конце ноября 2011 г. было выделено 100 млн. рублей. Благодаря тому, что вся необходимая для проведения конкурсных процедур документация была подготовлена заранее, были осуществлены закупки необходимого оборудования. К сожалению, планировавшийся в 2012 г ремонт был перенесении и закупленное оборудование пришлось разместить в еще не отремонтированных помещениях. И.А. Балова неоднократно обращалась к кафедрам с предложением создать методический совет при РОЦ, функциями которого станет методическая работа по созданию и внедрению в учебный процесс новых работ с использованием современного оборудования. Она отметила, что к настоящему моменту только одна кафедра ХТК делегировала своего представителя. Далее Ирина Анатольевна рассказала, что в 2012 году были выделены средства на проектные работы для проведения ремонтных работ в помещениях РОЦ, в настоящий момент проектная организация, выигравшая конкурс приступила к работе и ей необходимо передать предложения по планировке помещений. Именно этот вопрос стал основной темой обсуждения.
Далее выступил председатель научной комиссии Химического факультета С.С. Ермаков, который курировал работу группы представителей кафедр, при подготовке заявки на приборное оснащение РОЦ (с презентации можно ознакомится здесь). Он отметил, что РОЦ это не просто ресурс приборов и помещений, который помогает кафедрам организовывать практическую часть учебной работы. Сергей Сергеевич рассказал о том, что цель создания РОЦ – переход на новый стандарт лабораторного обучения студентов факультета, модернизация лабораторной компоненты учебного процесса по всем образовательным программам СПбГУ, связанных с химией. В отличие от Научных ресурсных центров, где работу на приборах осуществляют операторы, РОЦ предусматривает самостоятельную работу студентов на современном оборудовании под контролем руководителя. Он отметил, что в настоящее время РОЦ активно пользуются студенты, выполняющие курсовые, выпускные квалификационные работы, магистерские диссертации и др.
Выступление по этому вопросу продолжил директор РОЦ Е.Б. Серебряков. Он рассказал о том, что с момента проектирования учебных лабораторий факультета, которое осуществлялось в 80-х годах, требования к лабораториям претерпели существенные изменения. В качестве примера он рассказал о том, что предъявляются обоснованные требования к площади залов, в которых осуществляется работа в потоках и группах из 10 и более человек. Планировка помещений должна проводится и в соответствии со спецификой лабораторных работ, которые могут быть разделены на 3 основных группы: методы получения веществ, методы анализа состава веществ и материалов и методы исследования химических процессов. Кроме того, в РОЦ на каждом этаже должны присутствовать вспомогательные помещения. В связи с этим планируемые в помещениях РОЦ ремонтные работы будут связаны с весьма серьезными перепланировками, в результате которых кроме лабораторных залов появятся лаборантские комнаты, помещения для преподавателей площадью 25м2, аудитории на каждом этаже, рекреационные комнаты для обслуживающего персонала, склады для оперативного запаса расходных материалов. Также он отметил, что кроме всего перечисленного, к лабораторным помещениям предъявляются специализированные инженерные требования. Евгений Борисович представил присутствующим проект перепланировки учебных практикумов РОЦ, согласно которому на 4 этаже факультета кроме практикума по органическому синтезу на площади 325м2 должен будет разместиться практикум по неорганическому синтезу. На третьем этаже будут проводиться занятия по методам анализа, второй этаж предназначен для размещения приборной базы, обучающей различным методам исследования.
На заседании Ученого Совета присутствовали сотрудники разных кафедр Химического факультета. В обсуждении вопросов, связанных с модернизацией и перепланировкой помещений РОЦ, приняли активное участие С.М. Шугуров, Н.В. Чежина, А.Ю. Тимошкин, Л.Н. Москвин, А.Б. Никольский, Л.Э. Ермакова, А.А. Проявкин, Л.Э. Ермакова, А.И. Викторов.
Большое количество вопросов вызвал запланированный переезд учебного практикума по общей и неорганической химии со второго этажа на четвертый. Е.Б. Серебряков пояснил, что необходимость переноса практикума общей и неорганической химии на четвертый этаж определяется требованиями проведения инженерных коммуникаций. Например, точки вытяжной вентиляции более практично вести с верхних этажей. Также обсуждались вопросы, связанные с нормативными документами РОЦ.
Немалое беспокойство у преподавателей вызвал вопрос о риске срыва учебного процесса. И.А. Балова успокоила присутствующих, объяснив, что обсуждаемые изменения не касаются предстоящего учебного год, первого сентября занятия начнутся в прежнем режиме. Ирина Анатольевна добавила, что такой масштабный проект не может быть реализован в этом году, но проектные работы уже начались .
В результате активного обсуждения вопросов, связанных с модернизацией РОЦ, на заседании было принято решение о создании комиссии Ученого Совета Химического факультета, которая будет курировать работы оп организации образовательного центра. Состав комиссии было решено утвердить на Ученом Совете 11 июня. До этого срока каждая кафедра может представить кандидатуры для включения в состав комиссии.
3.Выборы по конкурсу
На заседании было проведено тайное голосование по конкурсу на должности научно-педагогических работников следующих сотрудников:
- ДАВЫДОВА Елена Иоанновна, доцент (1.0ст) кафедры общей и неорганической химии. Срок избрания – 5 лет.
- КУЧЕК Анастасия Эдуардовна, старший преподаватель (1.0ст) кафедры коллоидной химии. Срок избрания – 2 года.
- ЛЕВИН Олег Владиславович, старший преподаватель (0.5ст) кафедры электрохимии. Срок избрания – 5 лет.
- МАРИНИЧЕВ Анатолий Николаевич, доцент (0.5ст) кафедры органической химии. Срок избрания – 5 лет.
- МУДЖИКОВА Галина Викторовна, доцент (0.5ст) кафедры коллоидной химии. Срок избрания – 5 лет.
- ПАНОВ Михаил Юрьевич, доцент (1.0ст) кафедры химической термодинамики и кинетики. Срок избрания – 2 года.
- ПАНЬКОВА Алёна Сергеевна, доцент (1.0ст) кафедры органической химии. Срок избрания – 5 лет.
- ПЕШКОВА Мария Анатольевна, ассистент (1.0ст) кафедры физической химии. Срок избрания – 1 год.
- ПОВОЛОЦКИЙ Алексей Валерьевич, доцент (0.5ст) кафедры лазерной химии и лазерного материаловедения. Срок избрания – 5 лет.
- СВИРИДОВА Наталья Вадимовна, старший преподаватель (0.5ст) кафедры аналитической химии. Срок избрания – 5 лет.
- ФЕДОРОВА Анна Викторовна, доцент (0.5ст) кафедры общей и неорганической химии. Срок избрания – 5 лет.
Рекомендации к избранию по конкурсу
На заседании было проведено тайное голосование по вопросу рекомендации к избранию на Ученом совете СПбГУ:
- БАРАНОВСКИЙ Виктор Иванович, профессор (0.5ст) кафедры квантовой химии. Срок избрания – 5 лет.
- БЕЛЮСТИН Анатолий Александрович, ведущий научный сотрудник (0.25 ст) кафедры физической химии. Срок избрания – 5 лет.
- ВАСЮТИН Олег Алексеевич, младший научный сотрудник (0.5ст) кафедры коллоидной химии. Срок избрания – 5 лет.
- ГОЛУБЕВ Павел Романович, младший научный сотрудник (0.5ст) кафедры органической химии. Срок избрания – 5 лет.
- КУРАНОВ Георгий Леонидович, ведущий научный сотрудник (0.75ст) кафедры физической химии. Срок избрания – 5 лет.
- АБИЕВА Наталия Александровна, доцент (0.5ст) кафедры иностранных языков физического и химического факультетов. Срок избрания – 5 лет.
С протоколами заседания счетной комиссии можно ознакомиться здесь.
Разное
Утверждение программ кандидатских экзаменов
- Дополнительная программа кандидатского минимума по специальности 02.00.04 – Физическая химия для аспирантки Калинкиной Любови Михайловны.
- Дополнительная программа к кандидатскому экзамену по специальности 02.00.10 – химия. Составлена для аспиранта Богаутдинова Романа Павловича.
- Дополнительная программа кандидатского экзамена по специальности 02.00.02 – аналитическая химия. Составлена для аспиранта Кузиванова Ивана Михайловича.
- Дополнительная программа кандидатского минимума по биоорганической химии (02.00.10). Составлена для аспиранта Дроздова Андрей Сергеевича.
- Дополнительная программа кандидатского экзамена по специальности 02.00.02 – аналитическая химия. Составлена для аспиранта Филипповой Марии Викторовны.
- Дополнительная программа к кандидатскому экзамену по специальности 02.00.04 – физическая химия. Составлена для аспиранта Мальцева Даниила Александровича.
- Дополнительная программа к кандидатскому экзамену по специальности 02.00.14 – радиохимия. Составлена для аспиранта Смирновой Зинаиды Борисовны.
В ответ на распоряжение проректора по учебной работе М.Ю. Лавриковой о подготовке документов для работы Комиссии по выдвижению студентов на соискание именных стипендий на 2013/2014 учебный год на заседании Ученого Совета было принято решение о включении в состав Комиссии доцента кафедры аналитической химии, д.х.н. А.В. Булатова.
Также на заседании состоялось утверждение следующих студентов Химического факультета, претендующих на получение именных стипендий:
Петров Андрей Андреевич, студент 2 курса, направление Химия, физика и механика материалов.
Грошева Дарья Сергеевна, студент 4 курса, специальность Химия.
Бакулина Ольга Юрьевн, студент 4 курса, специальность Химия.
Якиманский Антон Александрович, студент 4 курса, специальность Химия.