Дополнительные образовательные программы СПбГУ для школьников

Печать
Просмотров: 3541

Протокол заседания директора Института с заведующими кафедрами от 05.12.2017 г.

Обновлено

Протокол заседания директора Института Химии СПбГУ с заведующими кафедрами

от 05.12.2017 г.

Присутствовали: 20 человек.

  • Балова Ирина Анатольевна – директор Института химии,
  • Маньшина Алина Анвяровна – председатель научной комиссии,
  • Селютин Артем Александрович – ученый секретарь Ученого совета Института химии СПбГУ,
  • Сорокоумов Виктор Николаевич – председатель учебно-методической комиссии,
  • Билибин Александр Юрьевич – заведующий кафедрой химии высокомолекулярных соединений,
  • Викторов Алексей Исмаилович – профессор, заведующий кафедрой физической химии,
  • Ермакова Людмила Эдуардовна – профессор кафедры коллоидной химии,
  • Кондратьев Вениамин Владимирович – профессор, заведующий кафедрой электрохимии,
  • Коржиков-Влах Виктор Александрович – доцент межкафедральной лаборатории биомедицинской химии,
  • Кузнецов Михаил Анатольевич – профессор, заведующий кафедрой органической химии,
  • Кукушкин Вадим Юрьевич – заведующий кафедрой физической органической химии,
  • Мурин Игорь Васильевич – профессор, заведующий кафедрой химии твердого тела,
  • Сапегин Александр Владимирович – ассистент Института химии СПбГУ,
  • Семенов Валентин Георгиевич – профессор кафедры аналитической химии,
  • Смирнов Игорь Валентинович – профессор, и.о. заведующего кафедрой радиохимии,
  • Тверьянович Юрий Станиславович – профессор, заведующий кафедрой лазерной химии и лазерного материаловедения,
  • Трифонов Ростислав Евгеньевич – и.о. заведующего кафедрой химии природных соединений,
  • Тойкка Александр Матвеевич – заведующий кафедрой химической термодинамики и кинетики,
  • Хрипун Василий Дмитриевич – доцент кафедры общей и неорганической химии,
  • Эварестов Роберт Александрович – профессор, заведующий кафедрой квантовой химии.

Председатель: Директор Института химии Балова И.А.

Секретарь: секретарь руководителя Загорская Л.Л.

Повестка дня

  1. Об итогах Ректорского совещания,
  2. Об итогах присуждения премий «За педагогическое мастерство» и «За учебно-методическую работу»,
  3. О распределении премий сотрудникам по итогам работы за 2017 год,
  4. О сотрудничестве,
  5. О выпуске раздела «Химия» журнала «Вестник СПбГУ. Физика и химия»,
  6. Об опросе студентов о качестве сайта Института химии

Выступили

Директор Института начала заседание с информации, обсуждавшийся на Ректорском совещании. После длительных процедур согласования, были приняты изменения Устава СПбГУ. Университет получил право на осуществление медицинской деятельности, право представления музейных коллекций. Министр культуры РФ В.Р. Мединский, который посетил СПбГУ в сентябре, отметил, что музейные коллекции Университета очень обширные. Ещё одно изменение, коснулось роли этической комиссии СПбГУ. Полномочия этической комиссии расширены, при рассмотрении частных обращений комиссия может принимать решения общего характера, касающихся правил корпоративной этики в СПбГУ.

Следующий вопрос касался изменений, внесенных в программу Развития СПбГУ. Те показатели, которые были изначально заявлены на 2020-ый год уже практически достигнуты, в связи с чем, по инициативе Университета обязательства были увеличены. Прежде всего, это коснется, публикационной активности и объектов интеллектуальной собственности. Количество объектов интеллектуальной собственности, правообладателем которых является СПбГУ к 2020 должно быть увеличено на 50%. Патентование является одним из приоритетных направлений программы развития. Ещё один из обсуждаемых вопросов, касается финансирования. Университету было предоставлено дополнительное финансирование на проведение капитального ремонта зданий на 2018-2020 год, выделены дополнительные средства на выплату заработной платы. Следующий вопрос, развитие онлайн образования. Онлайн-курсы - приоритетное направление в образовательной деятельности СПбГУ. Директор института обратила внимание заведующих, что курсы могут разрабатываться коллективно, курсы могут использоваться как дополнительные материалы для студентов, проходящих обучение по основным образовательным программам, для снижения объема аудиторной нагрузки преподавателе, читающих общие курсы на других факультетах. В ближайшее время в СПбГУ будет объявлен конкурс на подготовку новых онлайн-курсов.

В продолжение заседания И.А. Балова проинформировала заведующих о заседании комиссии по учебно-методической работе, где рассматривались кандидатуры на присуждение премий «За педагогическое мастерство» и «За учебно-методическую работу» за 2017 год. По решению комиссии конкурсы признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием конкурсной ситуации. Ирина Анатольевна обратилась к председателю учебно-методической комиссии Института химии В.Н. Сорокоумову с просьбой, рассмотреть вопрос о возможных кандидатурах на премии на следующий год и инициировать выдвижение.

Следующий вопрос заседания — распределение премии по итогам работы за 2017 год. Распределение части фонда проводилось согласно рейтингу кафедр. Что касается общей суммы выделенной на премирование сотрудников Института химии, она оказалось существенно меньшей, чем в прошлом году. В качестве обоснования снижения объема годовой премии была получена информация об отрицательной динамике сотрудников института в части научных публикаций. Рейтинг, составляемый по Университету, в отличие от рейтинга Института, основывается на динамике прироста части показателей. Идет ли при этом учет качественных показателей публикаций – неизвестно. На ученом совете Института химии в 2015 году, С.С. Ермаков, занимавший в то время должность заместителя директора по научной работе, действительно говорил о снижении количественных показателей, однако, по сообщению профессора С.И. Лопатина, за тот период увеличилось именно качество публикаций. По анализу, который был проведен Директором института, в части увеличения доли публикации в топ 10 динамика положительная. Ирина Анатольевна также отметила, что руководство при расчете объема премии в этом году основывалось исключительно на данных системы Pure, в связи с чем, возникают вопросы уже к сотрудникам, все ли корректно внесли и проверили свои данные, для учета публикаций в этой системе. Профессор, заведующий кафедрой органической химии, М.А. Кузнецов поинтересовался, почему ученые должны заниматься канцелярской работой, вместо того, чтобы заниматься научной?

Ирина Анатольевна пояснила, что на этот вопрос и получен ответ от руководства, что автор должен самостоятельно вести учет своих публикаций, это задача самого ученого.

Система Pure – продукт компании Elsevier, и опирается на базу Scopus, перенесение идет автоматически. Директор института отметила, что жалоб на некорректную работу системы не поступало, и посоветовала направлять возникающие вопросы, тем, кто отвечает за работу системы Pure, а не Директору института.

Председатель научной комиссии А.А. Маньшина сообщила, что по ее инициативе, в Институт химии будет приглашен специалист, который сможет рассказать об особенностях работы в системе Pure и ответить на вопросы. 

Профессор, заведующий кафедрой физической органической химии В.Ю. Кукушкин поинтересовался, что ждут от сотрудников: количество или качество публикаций?

И.А. Балова ответила, что оба эти показателя важны. При расчете доплат, учитывается соотношение числа публикаций на количество сотрудников подразделения. В то же время, важный показатель - цитирование публикаций, соотносится с качеством публикаций и уровнем журнала. На сегодняшний день, химики имеют не самые высокие показатели в СПбГУ по цитированию, стоит работать в этом направлении.

В продолжение заседания, Ирина Анатольевна отметила, что составлен, и обновлен рейтинг подразделений института. Он будет представлен на заседании Ученого совета Института химии. Приглашаются к участию в заседании все заведующие. Изменения, произошедшие в рейтинге, связаны с привлеченным финансированием, которое вносит большой вклад при распределении баллов. Есть и новые показатели, которые учитывались в рейтинге в этом году, а именно, подача заявок на участие в конкурсах на получение научных грантов. Учитываются только те заявки, которые внесены в ИАС. Также на заседании Ученого совета состоится доклад Ю.С. Тверьяновича, в связи с избранием на должность заведующего.

В продолжение заседания Алина Анвяровна Маньшина рассказала об увеличении количества обращений от сторонних организаций, в части сотрудничества и проведения сотрудниками Института научно-исследовательской работы по их заказам. Уже прошли встречи с представителями Северо-западного центра трансфера технологий, НТЦ Газпром-нефть.

Директор Института подчеркнула, что проведение такой работы очень важно для привлечения финансирования, не у всех сотрудников есть возможность получать гранты, но есть те, кто имеет знания и опыт, которые могут быть полезны при выполнении прикладных НИР. В следующем году всё финансирование, принесенное при выполнении НИР на основании хоздоговорных работ, при расчете рейтинга будет учитываться с повышенным коэффициентом.

Ещё один вопрос, который озвучила председатель научной комиссии – издание раздела «Химия» журнала «Вестник СПбГУ. Физика и химия». По поручению Директора института, научной комиссией было проведено обсуждение, по итогам которого было принято решение, о нецелесообразности дальнейшего выпуска раздела «Химия». За 2017 год было 3 выпуска журнала, в которые вошло всего 7 публикаций по химии. Директор института заметила, что в химии высокая конкуренция и сотрудники института успешно публикуются в журналах с высоким импакт-фактором, поэтому она поддерживает решение о завершении выпуска раздела, тем более, что этот вопрос обсуждается на протяжении последних пяти лет.

Последний вопрос заседания касался опроса о качестве сайта Института химии СПбГУ, проведенного студентами. Ирина Анатольевна отметила, что студенты проявляют большую активность по многим вопросам. В опросе принял участие 51 человек, и главное, что отмечают студенты — на сайте, по большей части, отсутствует информация о проектах, реализуемых на кафедрах. Директор Института отметила, что необходимо провести работу в этом направлении, это будет полезно не только для обучающихся, но и для сторонних организаций, планирующих сотрудничество.