• 28 октября 2017 года

    Приглашаем студентов и выпускников на
    Осенний День карьеры СПбГУ,
    который пройдёт в здании Двенадцати коллегий
    с 11:00 до 17:00.

    Не забудьте принести с собой резюме!

  • К 150‐летию со дня рождения Марии Склодовской‐Кюри

    В рамках программы «СанктПетербургский государственный университет – школе» в дни осенних школьных каникул в Институте химии СПбГУ состоятся открытые лекции для учащихся школ «Введение в радиоактивность»:

    • 2 ноября 2017 (четверг), Петергоф, Университетский пр., д.26, Институт химии, аудитория «02», начало в 13:00;
    • 9 ноября 2017 (четверг), Университетская наб., д.7-9, литер «Ц», Менделеевский центр, Большая Химическая аудитория, начало в 16:00.

    Для прохода в здания СПбГУ необходимо заранее направить заявку в электронном виде в Управление по организации приёма по адресу: l.galinovskaya@spbu.ru, Галиновская Людмила Иосифовна, заместитель начальника Управления – начальник Отдела организации профориентационной работы. Телефон для справок: (812) 3241264.

  • 29 октября 2017 в 14:00 — День абитуриента СПбГУ: Университетская набережная, дом 7–9
  • Лекции будут сопровождаться большим демонстрационным экспериментом!
  • Поздравить первокурсников с началом важного этапа в их жизни пришли преподаватели и выпускники СПбГУ, а также почетные гости мероприятия
  • Поступление в Санкт-Петербургский государственный университет для многих — настоящее счастье, но для достижения результата придется «работать и работать»
Печать
Просмотров: 6418

Задачи Всероссийского химического турнира школьников - 2011 (15-17 апреля)

Опубликовано в Химический турнир 20.03.2011

 

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ХИМИЧЕСКОГО ТУРНИРА ШКОЛЬНИКОВ-2011

Составители задач: Б.В.Миссюль (Химцентр при ФМЛ№239) и А.Ю.Тимошкин (СПбГУ).

Вопросы и претензии по условиям задач принимаются в срок до 1 апреля 2011 по адресу chem.tourn@gmail.com

 

 

 

 

№1

«Одни сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него селитру.»

Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера: Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию.

 

Предложите технологию получения селитры из воздуха.

 

№2

«...кроме фотосинтеза в зеленых растениях, природа не придумала другого способа превращения солнечной энергии в свободный кислород.»

Айзек Азимов. Немезида.

 

Какой естественный химический процесс (кроме фотосинтеза) мог бы создать на планете кислородную атмосферу?

 

 

№3

«С помощью мистера Энгельбректа я добился того, что жидкий воздух почти не испаряется. Обратите внимание на свод. Он весь выложен теплонепроницаемым материалом. В этой пещере даже лампы особенные.»

Александр Беляев. Продавец воздуха.

 

Разработайте необходимые материалы, оборудование и устройство пещеры для хранения больших запасов жидкого воздуха.

 

 

№4

«Получив соду, инженер обработал ею жир, и в его распоряжении оказались растворенное мыло и нейтральное вещество - глицерин.»

Жюль Верн. Таинственный остров.

 

Предложите подробную технологию получения глицерина с использованием средств, имевшихся в распоряжении инженера Смита на Таинственном острове.

  

№5

«-Эти идиоты поместили фарфоровый контейнер со студнем в специальную камеру, предельно изолированную... То есть это они думали, что камера предельно изолирована... А когда они открыли контейнер манипуляторами, студень прошел через металл и пластик, как вода через промокашку, вырвался наружу, и все, с чем он соприкасался, превращалось опять же в студень.»

Борис и Аркадий Стругацкие. Пикник на обочине.

 

Разработайте Инструкцию по Технике Безопасности для работы с «ведьминым студнем».

 

№6

«Плутон, судя по его красному свету и обилию темных пятен, действительно находится в последнем периоде своего горения.»

Владимир Обручев. Плутония.

 

Оцените температуру поверхности Плутона, находящегося в центре земного шара. Каковы возможные источники энергии Плутона?

 

 

№7

«...у них на планете газ жизни - фтор, смертельно ядовитый для нас!... Вот почему нам придется ставить прозрачную перегородку...»

Иван Ефремов. Сердце Змеи.

 

Сконструируйте прозрачную перегородку, позволяющую разделить галерею между космическими кораблями для общения с жителями «фторной» планеты.

 

№8

«Этот газ был тяжел... При соприкосновении газа с водой происходила какая-то химическая реакция... Мы до сих пор ничего не знаем о составе этого газа; известно только, что в него входил какой-то новый элемент, дававший четыре линии в голубой части спектра.»

                 Герберт Уэллс. Война миров

 

Предложите способ дегазации местности, подвергшейся химическому заражению «черным дымом» марсиан.

 

 

№9

В романах Дж. Роулинг «Гарри Поттер и...» встречается заклинание «трансфигурация», после успешного применения которого предмет приобретает жидкую форму. Какие физико-химические процессы  инициирует заклинание «трансфигурация»? Опишите, какие воздействия могут ускорить протекание этих процессов. Какими силами должен обладать маг-заклинатель, чтобы вызвать эти превращения? Какие действия приходится совершать магглам, чтобы достичь эффекта, сопоставимого с применением заклинания «трансфигурация»?

 

 

№10

 

Планета Алтея является одной из весьма теплых (по меркам Гуманоидной Космической Лиги) обитаемых планет, но тем не менее имеет совершенно уникальную флору и фауну. К сожалению, насладиться ей в полной мере землянам мешает то обстоятельство, что основными компонентами атмосферы на Алтее являются азот, аргон и хлор, а также (в небольших количествах) тетрахлорид кремния и хлороводород. Опишите, какие биохимичесие процессы протекают при дыхании друсклов (наиболее известных алтеянских животных). Каков примерный химический состав квраты (алтеянских растений, которыми питаются друсклы)? В каких условиях следует выращивать кврату на Земле? Прижились бы друсклы на какой-нибудь из планет солнечной системы?