Учёные переосмыслили свойства органических катализаторов и описали их «магнитное» действие

Учёные из Санкт-Петербургского государственного университета описали свойства восьми катализаторов на основе благородного газа ксенона и сравнили их с широким спектром катализаторов на основе иода.

Такое разнообразие вариантов позволило химикам оценить, как в зависимости от строения молекулы меняется её каталитическая активность и электростатический потенциал — заряд, распределённый по поверхности, из-за которого вещество может взаимодействовать с другими соединениями, притягиваясь к ним или отталкиваясь от них.

Исследователи оценили активность катализаторов на примере двух органических превращений: в первом одна органическая молекула присоединялась к другой, а во втором — замещала собой фрагмент партнёра по взаимодействию. Эти реакции наиболее часто используются в органической химии, например, при синтезе полимеров и лекарств. Ранее авторы проводили подобные превращения с использованием иод-содержащих катализаторов, что позволило сравнить их эффективность с новыми.

Исследование выполнено в рамках проекта Российского научного фонда 20-73-10013 «Нековалентный катализ на основе органических и металлокомплексных доноров галогенных связей как инструмент для перехода к энерго- и ресурсосберегающим процессам».

Результаты опубликованы в научной статье: Novikov A. S., Bolotin D. S. Xenon Derivatives as Aerogen Bond-Donating Catalysts for Organic Transformations: A Theoretical Study on the Metaphorical “Spherical Cow in a Vacuum” Provides Insights into Noncovalent Organocatalysis // The Journal of Organic Chemistry. 2022. June. DOI: 10.1021/acs.joc.2c00680