Исследователи ИХ синтезировали аналоги бактериальных метаболитов для доставки антибиотиков в самые труднодоступные бактерии

Опубликовано в Новости 29.10.2017

Сотрудники лаборатории Химической Фармакологии Института химии СПбГУ под руководством профессора РАН Михаила Юрьевича Красавина (Ольга Бакулина, Антон Банных, Дмитрий Дарьин) нашли эффективный способ синтезировать аналоги бактериальных метаболитов – сидерофоров, чем начато целое направление по поиску систем доставки антибиотиков в бактерии.

Сидерофоры есть у многих бактерий и простейших, их функция – собирать из окружающей среды необходимое для роста микроорганизма железо и доставлять его в клетку патогена. Сидерофоры можно использовать в качестве так называемого «Троянского коня» и доставить в бактерию не только железо, но и, скажем, антибиотик. Это одна из наиболее активно развивающихся на сегодняшний день стратегий «обмана» бактерий, трудно поддающихся химиотерапии. Однако большинство существующих на сегодняшний день сидерофоров – все те же, бактериальные. А это не очень хорошо с точки зрения «лекарственной безопасности», т. е. нашей способности создавать принципиально новые, полностью синтетические антибиотики. Выполненная коллективом ЛХФ работа как раз позволяет не только отказаться от природных сидерофоров в дизайне «Троянского коня», но и варьировать их структурy широком диапазоне, настраивая как сродство к железу, так и «обманный потенциал».

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант 17-53-45003) и опубликована в журнале Chemistry. A European Journal (DOI: 10.1002/chem.201704389).